Редкий владелец дизельного автомобиля, проживающий в средней и северной полосе России, не сталкивался с проблемой зимнего запуска. Часто причина, по которой моторы не хотят запускаться при отрицательной температуре, несмотря на хорошую АКБ и залитую синтетику, заключается именно в топливе. Дизельное топливо в чистом виде (без зимних присадок) загустевает уже при –5 °C. Фильтр, топливный насос, а также другие элементы системы не могут нормально функционировать. О том, как можно бороться с замерзанием дизельного топлива с помощью особых антигелей, читайте ниже.
Классификация дизельного топлива по ГОСТ
Стандарт для дизельного топлива был обновлён в РФ в 2013 году. Согласно ГОСТ 305-2013, солярка делится на 4 основных категории по температуре замерзания.
- Летняя. Перестаёт нормально прокачиваться по топливной системе уже при температуре –5 °C. Некоторые устаревшие авто, при удовлетворительном состоянии ТНВД, ещё могут запуститься при температуре 7-8 градусов ниже ноля. Но при –10 °C солярка застывает до состояния киселя в фильтре и магистралях. И мотор отказывает.
- Межсезонная. Допустима к эксплуатации при температуре окружающей среды до –15 °C. Используется в РФ ограничено.
- Зимняя. Застывает при –35 °C. Основной тип топлива в большинстве регионов РФ в зимнее время.
- Арктическая. Самая стойкая к низким температурам солярка. Температура застывания этого типа по ГОСТ превышает –45 °C. Для регионов крайнего севера, где зимой морозы опускаются ниже 45 градусов, производится дизельное топливо с особыми техническими условиями с температурой замерзания ниже, чем прописано в ГОСТе.
Как показали результаты независимых проверок, сегодня подавляющее большинство АЗС в России соблюдает эти стандарты.
Почему замерзает дизельное топливо?
Летом на АЗС завозится летнее дизельное топливо, так как нефтегазовым компаниям нет смысла реализовывать более дорогую в производстве зимнюю солярку. Перед сменой сезона летняя солярка на заправках меняется на зимнюю.
Однако не все автовладельцы успевают выкатать бак летнего топлива. А некоторые АЗС не успевают реализовать имеющиеся в резервах запасы. И при резком похолодании у владельцев дизельных авто начинаются проблемы.
Дизельное топливо замерзает потому, что в его составе присутствуют сложные парафины. Это воскообразное вещество с малой температурой кристаллизации. Парафин при снижении температуры твердеет и забивает поры топливного фильтра. Топливная система отказывает.
Как работает антигель?
Дизельный антигель – это присадка-концентрат в летнее топливо, повышающая его стойкость к отрицательным температурам. Сегодня выпускается довольно много различных антигелей. Но суть их действия одинакова.
Ещё до падения температуры ниже точки кристаллизации парафина антигель нужно залить в бензобак или ёмкость с топливом. Важно соблюсти пропорцию. Антигель в избыточном количестве может негативно сказаться на деталях топливной системы. А его недостаток не окажет желаемого эффекта.
Химически активные вещества антигеля соединяются с тяжёлыми углеводородами, которые склонны при отрицательных температурах собираться в кристаллы. Соединение происходит на вещественном уровне, химических преобразований топливо не претерпевает. Благодаря этому, парафин не собирается в кристаллы и не выпадает в осадок. Топливо сохраняет текучесть и прокачиваемость.
Краткий обзор дизельных антигелей
Из всего многообразия антингелей на рынке, какой лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Независимые исследования показали, что все антигели в той или иной мере эффективны. Основная разница заключается в цене и рекомендуемой дозировке.
Рассмотрим два популярных представителя этих средств на рынке РФ.
- Антигель Hi-Gear. Встречается на прилавках чаще всего. Выпускается в таре объёмом 200 и 325 мл. Разбавляется в пропорции 1:500. То есть на 10 литров дизеля понадобится 20 грамм присадки. Цена на анитегель Hi-Gear находится на среднем уровне среди прочих представителей этих средств.
- Антигель Liqui Moly. Продаётся в ёмкостях по 150 мл. Рекомендованная пропорция – 1:1000 (на 10 литров дизельного топлива добавляется всего 10 грамм присадки). Стоит в среднем на 20-30% дороже, чем аналог от Hi-Gear. Отзывы автовладельцев свидетельствуют о том, что для хорошего эффекта желательно увеличить дозировку присадки примерно на 20%. Рекомендованная производителем пропорция слабовата, и мелкие кристаллы парафина всё же выпадают в осадок.
Другие представители присадок в дизельное топливо против его замерзания распространены меньше. Но все они работают примерно одинаково.