В среде автомобилистов одной из самых популярных и востребованных смазок на протяжении как минимум последних нескольких десятилетий является графитная смазка (или «графитка»). О её составе, свойствах и области применения и пойдет речь ниже.
Состав и характеристики
На сегодняшний день состав графитной смазки не подвергается строгому регламенту. Даже ГОСТ 3333-80, который заменил устаревший ГОСТ 3333-55, не устанавливает ни количественный, ни качественный состав компонентов, применяемых при изготовлении графитной смазки. Стандарт лишь указывает на общие характеристики графитной смазки типа «УСсА» и минимальные требуемые свойства.
Этим пользуются производители, экспериментируя с составом и, как следствие, конечными свойствами выпускаемого продукта. На сегодня двумя основными компонентами графитной смазки выступают два вещества: густая минеральная база (обычно нефтяного происхождения) и мелко помолотый графит. В качестве дополнительных добавок применяются кальциевое или литиевое мыло, противозадирные, антифрикционные, вододисперсионные и другие присадки.
Иногда в «графитку» добавляется порошок меди. Тогда смазка называется медно-графитной. Область применения медно-графитной смазки смещается в строну длительной защиты контактирующих поверхностей от коррозии при минимальных относительных перемещениях. Например, такая смазка широко используется в резьбовых соединениях и различных направляющих.
Характеристики графитной смазки, в зависимости от состава, сильно разнятся. Например, минимальная температура, при которой смазка критически не теряет своих свойств, варьируется от –20 до –50 °C. Максимальная: от +60 (для простейшей смазки УссА) до +450 (для современных высокотехнологичных «графиток»).
Одним из наиболее ярко выраженных свойств графитной смазки выступает низкий коэффициент трения. Достигается это благодаря графиту, пластинки и кристаллы которого на молекулярном уровне отлично скользят как друг относительно друга, так и по другим поверхностям, независимо от природы этих поверхностей. Однако, из-за твёрдости отельных кристаллов графита, эта смазка не рекомендуется к использованию в узлах трения с повышенной точностью изготовления и малыми зазорами между контактирующими деталями. Например, доказано, что закладывание «графитки» вместо других подходящих консистентных смазок (солидола, литола и т.д.) в подшипники качения снижало их ресурс.
Графит задаёт и электропроводные свойства смазки. Поэтому графитовая смазка используется для защиты электрических контактов от коррозии и повышенного искрообразования.
Для чего используется?
Область применения графитной смазки в общем случае довольно широка. Хорошо зарекомендовала себя «графитка» в открытых парах трения, в которых скорость относительного перемещения деталей небольшая. Она долго не вымывается водой, не высыхает и не деградирует под воздействием других неблагоприятных внешних факторов.
В штатных легковых и грузовых автомобилях графитная смазка применяется также довольно широко:
- резьбовые соединения – для противодействия корродированию и прикипанию резьб;
- шаровые опоры управляемых колес – в качестве основной смазки закачивается в корпус опор и дополнительно закладывается под пыльники;
- шарниры рулевых тяг и наконечники – используется аналогичным с шаровыми опорами способом;
- шлицевые соединения – промазываются внешние и внутренние шлицы для уменьшения износа при взаимном их перемещении;
- рессоры – промазываются сами рессоры и противоскрипные подложки;
- контакты – как правило, это клеммы АКБ, минусовой провод от АКБ на кузов и плюсовой провод от батареи на стартер;
- как противоскрипная прослойка на контактирующих пластиковых и металлических поверхностях.
Несмотря на то, что сегодня рынок предлагает широкий ассортимент более совершенных и приспособленных к определённым условием смазок, «графитка» по-прежнему пользуется спросом среди автомобилистов. Дело в хорошем балансе цены и характеристик. Средняя цена за 100 грамм графитной смазки колеблется в районе 20-30 рублей, что значительно дешевле современных смазочных составов с улучшенными характеристиками. И там, где не требуется высокая степень защиты, применение «графитки» будет наиболее рациональным решением.