Антифриз — низкозамерзающая жидкость для охлаждения, очистки и смазки конструкционных элементов двигателя, тепловых установок, работающих при отрицательных температурах. Охлаждающие концентраты обладают низким коэффициентом расширения и снижают точку замерзания воды. Как итог: в момент кристаллизации лёд в трубопроводных каналах практически не расширяется и сохраняется целостность конструкции. Рассмотрим подробный химический состав антифриза.
Компонентный состав
Основу охлаждающих жидкостей (ОЖ) составляет дистиллированная вода в смеси с одно- и многоатомными спиртами в различных пропорциях. Также в концентрах вводят ингибиторы коррозии, а также флуоресцентные добавки (красители). В качестве спиртовой основы используется этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин (до 20%).
- Водный дистиллят
Используется очищенная, умягчённая вода. В противном случае на радиаторной решётке и стенках трубопровода образуется накипь в виде карбонатных и фосфатных осадков.
- Этандиол
Двухатомный насыщенный спирт без цвета и запаха. Токсичная маслянистая жидкость с температурой замерзания -12 °С. Обладает смазывающими свойствами. Для получения готового антифриза используют смесь из 75% этиленгликоля и 25% воды. Содержание присадок игнорируется (менее 1%).
- Пропандиол
Он же пропиленгликоль — ближайший гомолог этандиола с тремя атомами углерода в цепи. Нетоксичная жидкость со слабым сладковато-горьким вкусом. Товарный антифриз может содержать 25%, 50% или 75% пропиленгликоля. В силу дороговизны, используется реже по сравнению с этандиолом.
Виды присадок
Этиленгликолевый антифриз для авто в процессе длительной эксплуатации окисляется и образует гликолевую, реже муравьиную кислоту. Таким образом, создаётся неблагоприятная для металла кислотная среда. Чтобы исключить окислительные процессы в охлаждающую жидкость вводят антикоррозионные присадки.
- Неорганические ингибиторы коррозии
Или «традиционные» — смеси на основе силикатов, нитратных, нитритных или фосфатных солей. Подобные присадки выполняют роль щелочного буфера и образуют на поверхности металла инертную плёнку, которая препятствует воздействию спирта и его продуктов окисления. Антифризы с неорганическими ингибиторами маркируются обозначением «G11» и имеют зелёную либо синюю окраску. Неорганические ингибиторы включены в состав тосола — охлаждающей жидкости отечественного производства. Срок службы органичен 2-мя годами.
- Органические ингибиторы
В силу ограниченного ресурса неорганических ингибиторов были разработаны более экологичные и химически стойкие аналоги — карбоксилаты. Соли карбоновых кислот экранируют не всю рабочую поверхность, а исключительно очаг коррозии, покрывая область тонкой плёнкой. Обозначаются как «G12». Срок службы — до 5-и лет. Имеют красную или розовую окраску.
- Смешанные
В отдельных случаях «органику» смешивают с «неорганикой» с получением гибридных антифризов. Жидкость представляет смесь карбоксилатов и неорганических солей. Длительность использование составляет не более 3-х лет. Цвет — зелёный.
- Лобридные
Состав концентрата в подобном случае включает минеральные реагенты и органические антикоррозионные присадки. Первые образуют наноплёнку по всей поверхности металла, вторые — защищают повреждённые участки. Срок использования достигает 20 лет.
Заключение
Охлаждающая жидкость снижает температуру замерзания воды и уменьшает коэффициент расширения. Химический состав антифриза представляет смесь дистиллированной воды со спиртами, а также включает ингибиторы коррозии и красители.
я трилоном промывал. Однозначно, хорошо работает. Как правило, забивается ведь из-за некачественного антифриза. Фактически, надо сразу залить хороший и ничего не будет. Вот у меня раньше был какой-то левак (опель астра) и там забился радиатор, даже менять хотел. потом залил coolstream premium. 4 года уже на нем и вообще ни намека на проблемы с охладом. опять же, допуск и импортные присадки