Расположенное в Нижнем Новгороде ООО «Полихим» под торговой маркой MasterWax вот уже на протяжении 20 лет производит различные средства автохимии. На предприятии впервые получили формулу антикоррозионного покрытия с применением резино-полимерных мастик. Начиналось всё с марок БПМ-1 и БПМ-2, сейчас на профильном рынке предлагаются уже мастики нового поколения.
Свойства и положительные особенности резино-битумных мастик
Мастика, приготовленная на основе резины и битума, является однокомпонентным покрытием, представляющим собой непреодолимый барьер для влаги. Она образует сплошной слой, в котором, несмотря на внешние температурные перепады, сохраняется стабильный терморежим, что существенно замедляет процессы коррозии и гниения металлических материалов.
Резино-битумные мастики относят к группе так называемых «холодных» мастик, которые наносятся на герметизируемые части автомобиля после предварительного разогрева, но при комнатных температурах (разогрев призван лишь несколько снизить вязкость состава, для удобства работы с ним). При этом каждый из компонентов выполняет строго определённые функции. Резина повышает эластичность мастики и её сопротивление на изгиб при резких ударах или толчках, а битум способствует гидрофобности мастики и её стойкости от воздействия химически агрессивных сред (кислот и щёлочей).
Поскольку любая битумная основа со временем стареет, и теряет эластичность, в состав мастики обязательно вводят полимерные составы, увеличивающие температуру размягчения. Это необходимо для того, чтобы резино-битумные мастики серии БПМ использовать круглогодично.
Эксплуатационные характеристики рассматриваемых составов:
Марка мастики | Температура размягчения, °С | Пластичность при удлинении, мм | Относительное удлинение в момент начала трещинообразования, % | Температура нанесения, °С |
БПМ-3 | 50 | 3…5 | 60 | 10…30 |
БПМ-4 | 60 | 4…8 | 100 | 5…30 |
Мастика БПМ-3
При нанесении на металлические поверхности автомобиля состав выполняет следующие функции:
- Предохраняет сталь от коррозии.
- Снижает уровень шума в салоне.
- Выполняет механическую защиту днища от различных солей, щебня, гравия.
- Способствует гашению вибраций.
Наличие в составе мелкодисперсной резины обеспечивает достаточную эластичность покрытия, которая сохраняется и при отрицательных температурах (до -15…-200С).
В состав мастики БПМ-3 вводят алюмосиликатные композиции, наличие которых предохраняет внешние детали кузова от динамических нагрузок. Одновременно улучшается механическая износостойкость. Битумная составляющая способствует необходимой сплошности покрытия и минимизирует площадь свободных участков.
Мастика огнеопасна, поэтому работать с ней рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, вдали от источников открытого пламени. Перед нанесением мастику разогревают на водяной бане или в тёплом помещении. Состав готов к применению, когда представляет собой однородную вязкую липкую массу чёрного цвета.
Мастика БПМ-4
БПМ-4 это улучшенная формула мастики марки БПМ-3. В частности, там присутствуют компоненты, увеличивающие модуль упругости материала, что положительно сказывается на долговечности покрытия.
Кроме этого, резино-битумная мастика марки БПМ-4 характеризуется:
- Наличием аминосодержащих нефтяных масел, которые дают дополнительный антикоррозионный эффект, сохраняющийся в течение длительного периода времени.
- Повышенной эластичностью обработанной поверхности, что особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых на плохих дорогах.
- Повышенной экологичностью при использовании, поскольку не содержит компонентов, раздражающих органы дыхания.
Остальные эксплуатационные параметры соответствуют возможностям мастики БПМ-3.
Производство резино-битумных мастик марок БПМ-3 и БПМ-4 ведётся в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 30693-2000.
Отзывы пользователей
В большинстве отзывов указываются следующие особенности применения данных типов мастик:
- Желательность использования разбавителей, поскольку в исходном состоянии (даже после температурного размягчения) мастики использовать трудно, особенно на поверхностях со сложной конфигурацией. В качестве разбавляющих составов рекомендуются бензин Калоша, керосин, толуол. Однако общее количество разбавителя не должно превышать 15 % от первоначального объёма мастики.
- В некоторых отзывах отмечается факт физического старения покрытия, обработанного составом БПМ-3, с которым владельцы автомобилей борются введением в состав мастики пластификаторов. В этом качестве можно использовать отфильтрованное машинное масло.
- По сравнению с БПМ-3 мастику БПМ-4 можно наносить в один слой, но перед этим рекомендуется тщательно очистить и обезжирить поверхность, а также нанести фосфатсодержащую грунтовку.
- В отличие от некоторых аналогичных средств – например, антикора Кордон – нижегородские мастики не трескаются при пониженных температурах окружающего воздуха.
Положительной особенностью пользователи считают также «дружественность» обоих составов, что позволяет использовать и другие марки аналогичных средств.