Нередко можно услышать мнение о том, что в гидроусилителях руля применяется трансмиссионное масло. Действительно ли это так, и допустимо ли использование трансмиссионного масла в ГУР – рассмотрим далее.
Что собой представляют жидкости для гидроусилителя?
Это минеральные или синтетические основы с добавлением комплекса присадок. Помимо обычных смазывающих, защитных и антикоррозийных свойств, жидкость ГУР также выполняет функцию передачи энергии.
Принцип работы гидроусилителя основан на объемном гидроприводе. Насос ГУР создает давление и направляет жидкость к распределителю, расположенному в основании рулевой рейки. В зависимости от направления вращения руля водителем, жидкость поступает в одну из полостей рейки, воздействуя на поршень и перемещая его в нужную сторону. Это облегчает усилие, необходимое для поворота колес.
Аналогичную функцию выполняет жидкость ATF в автоматической коробке передач. Все механизмы АКПП приводятся в действие давлением жидкости. Гидроблок направляет давление ATF в нужный контур, обеспечивая замыкание и размыкание фрикционных пакетов и работу тормозных лент. В отличие от этого, обычные трансмиссионные масла для механических коробок передач, не работающие под давлением, менее пригодны для передачи энергии.
Поэтому в современных автомобилях в ГУР часто используется именно трансмиссионное масло для автоматических коробок передач. К примеру, японские автопроизводители применяют в ГУР то же масло, что и в АКПП. Обычные трансмиссионные масла категорий GL-x по API или ТМ-x по ГОСТ, предназначенные для механических коробок передач, ведущих мостов и раздаточных коробок, не подходят для ГУР.
Какое трансмиссионное масло выбрать для ГУР?
Выбор жидкости для ГУР требует внимания. Масла для гидроусилителей подразделяются на минеральные и синтетические. Использование синтетического масла в системах, рассчитанных на минеральные смазки, недопустимо, так как это приведет к разрушению уплотнителей, поскольку синтетика агрессивна к резиновым компонентам ГУР.
Минеральные трансмиссионные масла семейства Dexron широко используются в японских автомобилях. Эти жидкости, обычно красного цвета, могут без ограничений применяться в гидроусилителях, предназначенных для их использования.
Информация о типе масла часто указывается на крышке расширительного бачка ГУР. Если требуется масло Dexron, можно использовать любое трансмиссионное масло этого семейства, независимо от цвета и производителя. Красные масла условно совместимы с желтыми жидкостями для ГУР. То есть, если в системе изначально использовалась желтая жидкость, допустимо долить ATF Dexron красного цвета.