В среде автолюбителей до сих пор нет однозначного ответа на вопросы: нужно ли использовать промывочное масло для двигателя и какое лучше из представленных на рынке вариантов выбрать. Постараемся дать краткие ответы на эти вопросы.
Нужно ли использовать промывочное масло?
Сразу перейдём к сути. Существуют ситуации, в которых есть смысл использовать промывочное масло. Но в некоторых случаях этого делать не нужно.
Разберём ситуации, в которых промывка двигателя с помощью специализированного масла будет актуальной.
- Смена регулярного моторного масла на принципиально другое по базе или пакету использованных присадок. В этом случае нет острой необходимости в очитке картера от остатков старой смазки. Однако промыть мотор не будет лишним. Моторные масла в большинстве своём сходны по типу базы и использованным присадкам. И как минимум при их частичном смешивании не произойдёт ничего плохого. Но на рынке есть масла с уникальными характеристиками или составом. Например, к таким относятся смазки с молибденом или на базе эстеров. Здесь перед заменой масла желательно промыть картер, чтобы максимально удалить остатки старой смазки.
- Значительный перепробег между очередными ТО. Масло после регламентного срока службы начинает засорять двигатель и оседать в пазах и углублениях мотора в виде шламовых отложений. Чтобы удалить эти отложения и используются промывочные масла.
- Обнаружение под клапанной крышкой или в поддоне значительных шламовых отложений. В этом случае также не будет лишним залить смазку-промывку. Низкокачественные смазки, даже при условии своевременной замены, постепенно загрязняют мотор.
Производители промывочных масел для двигателя рекомендуют использовать свой продукт во время каждого технического обслуживания. Однако реальной нужды в этом нет. Это коммерческий ход. Если масло меняется вовремя и под клапанной крышкой чистота – нет смысла лить химически агрессивную промывку.
Очистные компоненты промывочных масел действуют значительно мягче и безопаснее, чем у так называемых пятиминуток. Но, тем не менее, промывочные масла всё равно оказывают негативное влияние на сальники ДВС.
Воздействие промывочных масел на сальники неоднозначное. С одной стороны щёлочи и лёгкие углеводороды, содержащиеся в этих средствах, размягчают задубевшие сальники и могут даже частично снизить интенсивность протечек через них, если таковые имелись. С другой стороны, эти же средства способны снизить прочность сальника, отчего его рабочая поверхность будет разрушаться ускоренными темпами, и двигатель со временем начнёт «сопливить».
Поэтому промывочное масло нужно использовать только тогда, когда в этом есть нужда. В регулярной заливке его в картер нет смысла.
Промывочное масло «Лукойл»
Пожалуй, самое популярное и обсуждаемое на рынках РФ промывочное масло – это «Лукойл». Стоит оно в розничной продаже в среднем около 500 рублей за канистру 4 литра. Продаётся также в таре на 18 литров и в бочковом варианте (200 литров).
База у этого продукта минеральная. В состав входит комплекс очистных присадок на основе кальция. В качестве защитных и противозадирных задействованы цинково-фосфорные компоненты ZDDP. Содержание соединений ZDDP в промывочном масле невелико. Поэтому для полноценной работы двигателя их явно не хватит. Это означает, что промывку можно выполнять только на холостых оборотах. Если дать мотору нагрузку, то это может привести к образованию задиров на поверхностях трения или ускоренному износу.
По отзывам автомобилистов, «Лукойл» – неплохая промывка, способная довольно эффективно очищать двигатель от не сильно застарелых отложений.
Промывочное масло «Роснефть»
Ещё один известный на рынке РФ продукт – промывочное масло Rosneft Express. Выпускается в таре на 4, 20 и 216 литров. Ориентировочная стоимость 4-литровой канистры – 600 рублей.
Создано промывочное масло «Роснефть Экспресс» на минеральной основе глубокой очистки с добавлением моюще-диспергирующих присадок. Смывает сажевые и шламовые налёты с масляных каналов, деталей ГРМ и КШМ и поверхностей корпусных деталей. Удерживает в своём объёме мелкодисперсные загрязнители, которые имеют свойство выпадать в осадок и не сливаться при замене масла.
Промывка Rosneft Express мягко воздействует на сальники, не разрушает структуру резины. Во время промывки не допускается штатная эксплуатация авто, так как пакет присадок традиционно беден для подобных составов.
Промывочное масло «Газпромнефть»
На автосервисах часто можно увидеть промывочное масло Gazpromneft Promo. Этот продукт позиционируется как мягкий очистной состав для двигателей всех типов.
Выпускается это масло в канистрах по 3,5 и 20 литров, а также в бочковом варианте на 205 литров. Цена 3,5-литровой канистры на рынке примерно 500 рублей.
Кинематическая вязкость промывки «Промо» составляет 9,9 сСт, что по классификации SAE J300 равнозначно высокотемпературной вязкости 30. Температура застывания около –19°C. Температура вспышки +232°C.
Благодаря хорошему пакету моющих и диспергирующих присадок, состав минимально воздействует на резиновые и алюминиевые детали системы смазки. Небольшое содержание противоизносных и противозадирных присадок позволяет надёжно защищать мотор во время очистки, если на него не оказываются повышенные нагрузки.
Промывочное масло МПА-2
Масло промывочное МПА-2 – это не отдельный бренд, а общее название продукта. Расшифровывается как «Масло промывочное автомобильное». Выпускается несколькими нефтеперерабатывающими предприятиями: «ОйлРайт», «Ярнефть» и просто небольшими компаниями без фирменной маркировки.
МПА-2 – самый дешёвый из имеющихся на рынке вариантов. Цена зачастую ниже 500 рублей. Содержит простой набор моющих присадок. С одной стороны, такие присадки обладают умеренной агрессией по отношению к резиновым деталям мотора и при умеренном использовании не нанесут вреда двигателю. С другой стороны, эффективность очистки тоже не самая высокая.
Автомобилисты говорят, что это масло справляется с очисткой не сильно застарелых отложений. Однако в сравнительных тестах несколько проигрывает более дорогим вариантам. Также стоит отметить, что у разных производителей, несмотря на имеющиеся ТУ для состава, это масло несколько различается по эффективности действия.
Промывочное масло ZIC Flush
В целом продукты корейской компании SK Energy в последние несколько лет получили широкое распространение в России. И промывочное масло ZIC Flush не стало исключением.
Промывка ZIC Flush создана на синтетической основе, на фирменной базе SK Energy Yubase. Обладает очень малой вязкостью: всего 4,7 сСт при 100°C. Теряет текучесть только после прохождения на термометре отметки –47°С. Вспыхивает в закрытом тигле после достижения температуры +212°С.
Рекомендуется это масло для промывки моторов, которым требуются маловязкие смазочные материалы. Например, для двигателей современных японских авто, рассчитанных на смазки 0W-20.
Сложно однозначно сказать, какое лучше из всех промывочных масел, имеющихся на рынках РФ. Многое в конечном результате зависит от степени загрязнённости мотора, чувствительности резиновых и алюминиевых изделий к агрессивным щелочам и лёгким проникающим углеводородам, а также качества самой промывки.
К общим рекомендациям относится как минимум выбор промывки по требующейся для авто вязкости. Если мотору в качестве регулярного нужно масло 10W-40, то не стоит лить маловязкие промывочные составы. В то же время густые смазки-промывки использовать для японских высоко оборотистых авто, рассчитанных на 0W-20 масла, также не рекомендуются.