Когда в 70-х годах в СССР развернулось производство лицензионных легковых автомобилей ВАЗ, параллельно решался вопрос и об обеспечении этих машин необходимыми продуктами автохимии. В частности, заправку консистентными смазками вначале проводили оригинальными составами Jota-1, Jota-2 и Jota-3. Затем было признано целесообразным перейти на отечественную продукцию. Так появилась линейка пластичных смазок Фиол, название которых указывает на родство с соответствующими итальянскими аналогами (Фиол – от Fiat и olive).
Общие особенности смазок Фиол
Нюансы в составах линеек Фиол и Jota нелегко обнаружить даже специалисту, но это и не важно: основные компоненты там и там практически совпадают, некоторая разница имеется лишь в технологиях производства составляющих. Характерными чертами пластичных смазок Фиол являются:
- Присутствие дисульфида молибдена как противозадирного компонента смазки.
- Сниженный процент загустителя: это снижает мускульные усилия водителя для управления автомобилем.
- Адаптированность под конструкции легковых автомобилей с точки зрения допускаемых нагрузок, предела прочности на срез и т. д.
- Удобство применения при использовании шприцев, в частности, малые колебания вязкости при изменении внешней температуры.
Взаимозаменяемость минеральных смазок Фиол с другими отечественными продуктами аналогичного назначения ограничена.Например, в некоторых руководствах допускается замена рассматриваемой смазки на такой аналог как Литол-24.
Фиол-1
Консистентная смазка, производство которой ведётся в соответствии с требованиями ТУ 38.УССР 201247—80. Продукт марки Фиол-1 характеризуется повышенной пластичностью, и неплохо противостоит пониженным температурам (правда, и несущая способность у него меньше, чем у других смазок этой линейки).
Эксплуатационные показатели:
- Род загустителя – литиевое мыло.
- Применяется для температур -40°С …+120°С.
- Разжижение (соответственно ГОСТ 6793-74) наступает при 185°С.
- Параметр кинематической вязкости, Па·с – 200.
- Сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не меньше – 200.
Применение смазки Фиол-1 рекомендовано для таких автомобильных узлов как управляющие тросы малого (до 5 мм) диаметра, нижние центральные шарниры рулевого управления, трансмиссионные валы.
Фиол-2У
Универсальная консистентная смазка, производится в соответствии с требованиями ТУ 38 101233—75. Характеризуется повышенным процентным содержанием дисульфида молибдена, что увеличивает противоизносные свойства продукта без ущерба для прочих параметров, которые составляют:
- Загуститель – металлическое мыло на основе литиевых солей.
- Область применения: -40°С …+120°С.
- Граница разжижения (по ГОСТ 6793-74) соответствует 190°С.
- Значение вязкости, Па·с – 150.
- Удельное сопротивление сдвигу внутренних слоёв, Па, не ниже – 300.
Повышенное содержание MoS2 ускоряет приработку подшипниковых пар. Фиол-2У эффективна также для других узлов трения, испытывающих средние нагрузки.
Фиол-3
Технология производства и свойства смазки Фиол-3 должны соответствовать нормам ТУ 38.УССР 201324—76:
- Тип загустителя – высокомолекулярное мыло из солей лития.
- Сфера использования: -40ºС …+120°С.
- Начало разжижения (по ГОСТ 6793-74) – не ниже 180°С;
- Удельное сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не менее – 250.
Пластичная смазка Фиол-3 используется для применения в узлах трения транспортных механизмов, нагрузки на которые не превышают 200 Па.
Нормативный ряд консистентных смазок Фиол отвечает условиям N.L.G.I. (нормы Американского института смазочных материалов).