Функционирование гидравлических тормозных систем обеспечивается специальным составом – тормозной жидкостью. Она передает усилие от главного цилиндра к тормозным механизмам (барабанным или дисковым).
Химический состав тормозной жидкости определяет ее характеристики и свойства. Рассмотрим основные компоненты и их роль.
Тормозная жидкость — процентный состав
Основа качественной тормозной жидкости – это баланс текучести, термостойкости, смазывающих и антикоррозионных свойств, достигаемый за счет трех ключевых компонентов:
- Растворитель: Как правило, это смесь полиэфиров гликоля и борной кислоты, обеспечивающая равномерное распределение компонентов. Его содержание может достигать 60–90%.
- Основа: Представлена полигликолями (продуктами полимеризации спиртов). Снижает трение и износ деталей тормозной системы. Содержание – до 30%.
- Добавки: Вводятся в количестве 2–5% для улучшения свойств. Антикоррозионные добавки защищают металлы от окисления. Антиокислители замедляют разложение полигликолей, предотвращая образование кислот и смол. Примеры таких добавок: бисфенол А, азимидобензол и триазолы.
- Для стабилизации кислотно-щелочного баланса добавляют буферный раствор (соль борной кислоты) в количестве менее 1%.
Состав тормозных жидкостей разных видов
Разные типы тормозной жидкости имеют разный состав, определяющий их применение. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.
Минеральные жидкости (бурого цвета) содержат касторовое масло. Оно подвержено температурным изменениям и образует отложения. Для улучшения свойств вводят бензтриазол и другие присадки. Из-за температурной неустойчивости применяются в системах с барабанными тормозами.
Гликолевые жидкости (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1) – традиционные составы с полигликолевыми эфирами. Их состав соответствует стандартам качества.
Силиконовые жидкости содержат полиорганосилоксаны. Они инертны к резине и металлам и сохраняют текучесть при разных температурах.
Важным параметром тормозной жидкости является температура кипения. Чем она выше, тем эффективнее работает тормозная система, особенно при интенсивном торможении, когда жидкость нагревается. Стандарты DOT (Department of Transportation) определяют минимальные требования к температуре кипения для разных классов гликолевых жидкостей. Например, DOT 3 имеет более низкую температуру кипения, чем DOT 4 или DOT 5.1. Со временем тормозная жидкость абсорбирует влагу из окружающей среды, что снижает ее температуру кипения и может привести к образованию паровых пробок, снижающих эффективность тормозов.
Помимо температуры кипения, важна и вязкость тормозной жидкости. Она должна обеспечивать нормальную работу тормозной системы в широком диапазоне температур, от сильных морозов до жары. Слишком вязкая жидкость может замедлить работу тормозов, особенно в холодную погоду, а слишком жидкая может привести к утечкам.
Правила использования
При использовании тормозной жидкости необходимо соблюдать рекомендации производителя. Силиконовые (DOT 5) несовместимы с гликолевыми. Смешивание допустимо только при идентичности баз. Замена тормозной жидкости производится в сроки, указанные производителем автомобиля.
Регулярная проверка уровня и состояния тормозной жидкости является важной частью обслуживания автомобиля. При обнаружении загрязнений, изменения цвета или снижения уровня необходимо произвести замену жидкости. Процедуру замены лучше доверить профессионалам, так как она требует соблюдения определенных мер предосторожности и использования специального оборудования для удаления воздуха из тормозной системы.