Распространённая проблема: после длительного простоя с топливом в баке бензиновая сельскохозяйственная и строительная техника не запускается. Приходится частично или полностью очищать топливную систему, заливать свежий бензин, и только после этих процедур производить запуск. А это – довольно трудоёмкие меры. Стабилизатор топлива представляют собой особую присадку, которая позволяет бензину храниться длительное время без химических изменений.
Как работает стабилизатор бензина?
Бензин, несмотря на довольно стабильную структуру, подвержен химическим преобразованиям. В обычных условиях, без разогрева и в отсутствии катализаторов химических реакций, бензин способен гарантированно храниться без критических изменений в составе около 1 года. Точный срок хранения бензина назвать невозможно, так как сам по себе этот тип топлива – это смесь из лёгких фракций углеводородов. И различия бывают настолько значительными, что чисто с химической точки зрения бензин, например, марки АИ-95, может иметь различающийся на 30-50% структурный состав в зависимости от технологии производства и назначения.
Стабилизаторы бензина – это ингибиторы топлива. Основное их предназначение – замедление окислительных процессов.
Дело в том, что даже в обычных условиях бензин постепенно окисляется. Происходит это из-за взаимодействия с воздухом, в котором содержится кислород. Окислы бензина чаще всего превращаются в осадок, твёрдый балласт, который является бесполезной субстанцией. К тому же, окисленные углеводороды способны парализовать систему питания. Избыточное количество осадка в топливной системе приведёт к нарушению её работы или полному отказу.
Ещё одно полезное качество стабилизаторов топлива – это способность очищать карбюратор и рабочие поверхности мотора (клапаны, поршни, кольцевые пазы и т. д.). Однако это свойство стабилизаторов бензина менее ярко выражено.
Популярные бренды
Сегодня на рынке есть немало стабилизаторов топлива от различных производителей. Рассмотрим только несколько наиболее распространённых составов.
- Benzin-Stabilisator от Liqui Moly. Пожалуй, самое известное средство, выпускаемое немецким производителем автохимии. Стоимость за 250 мл в среднем составляет 700 рублей. Рекомендованная дозировка – 25 мл на 5 л топлива. Одного флакона хватает на 50 л бензина. Заливается вместе с очередной партией бензина в топливный бак. Становится эффективным после 10 минут работы техники, когда бензин с присадкой полностью заполнит всю топливную систему. Позволяет топливу сохранять свои рабочие свойства 3 года с момента использования присадки. Обладает неярко выраженными очищающими свойствами, то есть при несильно загрязнённой поршневой группе поспособствует очистке поршней, свечей и колец от нагара.
- Briggs & Stratton Fuel Fit. Брендовое средство от крупного производителя малолитражных моторов с воздушным охлаждением из США. Стабилизатор Fuel Fit сохранит бензин на протяжении 3-х лет с момента использования. Так же, как и похожий состав от «Ликви Моли», поспособствует устранению некритичного нагара. Исключает образование осадка в поплавковой камере карбюратора и топливном фильтре.
- Fuel Stabilizer от Motul. Французский бренд, традиционно применяемый для мотоциклов. Довольно распространённое в западных странах средство. Используется мотоциклистами и владельцами сезонной техники (бензиновых триммеров, газонокосилок, бензопил) для сохранения топлива на время зимнего простоя. Способно гарантированно 2 года сохранять рабочие свойства бензина. Один флакон размешивается на 200 л топлива (или 100 л, если требуется повышенная защита). Однако цена этого состава относительно высока: в среднем от 1100 до 1300 рублей за 250 мл.
Как показала практика, для большинства случаев, то есть для сезонного хранения на протяжении 4-6 месяцев бензиновой техники и инструмента, подойдёт любое из вышеперечисленных средств.
Отзывы автовладельцев
Многие владельцы бензоинструмента по достоинству оценили стабилизаторы топлива. Оставленная на даче бензопила с топливом в баке уже через 2 года потребует чистки карбюратора. Стабилизатор топлива, при правильной дозировке и соблюдении других пунктов инструкции, позволяет без проблем оживить законсервированную технику с оставленным в баке бензином.
Однако известны прецеденты, когда стабилизатор топлива не сработал. Обычно это случается при использовании бензина, у которого срок годности уже подходит к концу. Например, после заправки не на АЗС, а из канистры, старых запасов, которые уже хранятся больше года.
Также важно оставлять технику на хранение в том положении, которое указывает производитель в инструкции по эксплуатации. В противном случае бензин может попасть в избытке как в цилиндр, так и заполнить выше допустимого уровня поплавковую камеру и систему жиклёров. На современных исправных карбюраторах обычно этого не происходит. Однако на устаревшей технике и при наличии каких-либо дефектов – это вполне вероятный сценарий.