Для любой рабочей среды, которая используется в качестве переносчика давления, важнейшим параметром выступает температура критического изменения вязкости. В статье мы узнаем как температура замерзания тормозной жидкости у различных классов DOT связана с вязкостью и какой прикладной смысл у этой величины.
Температура замерзания тормозной жидкости согласно стандарту
Важно понимать, что строгой рецептуры производства тормозных жидкостей не существует. Стандарт, разработанный и внедрённый департаментом транспорта США (DOT) описывает довольно много требований к жидкостям для гидравлических тормозных систем. Но строгих пропорций или рамок нет.
Например, для температуры кипения тормозной жидкости обозначен только нижний предел. Для самого распространённого в РФ продукта ДОТ-4 этот показатель составляет не ниже +230°C. На практике реальная температура закипания необогащенной водой тормозной жидкости DOT-4 из премиумного сегмента часто превышает +260°C.
Похожая ситуация наблюдается и с температурой застывания. Стандарт регулирует не саму температуру замерзания, а вязкость при морозе –40°С. Ниже в таблицу сведены максимально допустимые показатели вязкости при этой температуре для актуальных на сегодня тормозных жидкостей.
DOT-3 | 1500 сСт |
DOT-4 | 1800 сСт |
DOT-5 | 900 сСт |
DOT-5.1 | 900 сСт |
Все эти значения являются приемлемыми для работоспособности тормозных систем, рассчитанных на ту или иную жидкость при температуре до –40°C. За работоспособность при более низких температурах стандарт для обычных DOTов не отвечает. Для более сурового климата разработаны модифицированные варианты тормозных жидкостей, в которых упор сделан на низкотемпературные качества.
Реальная температура замерзания и её прикладной смысл
Тормозная жидкость играет роль переносчика энергии от главного тормозного цилиндра к рабочим. Во время нажатия на педаль тормоза в главном торозном цилиндре создаётся давление, которое распространяется по магистрали, воздействует на поршни рабочих цилиндров и прижимает колодки к дискам.
При достижении определённой вязкости жидкость не сможет пробиться через узкие и длинные магистрали. И тормоза откажут, или их работа сильно затруднится. По разным оценкам, для различных систем, этот порог находится в пределах 2500-3000 сСт.
При какой температуре замерзает тормозная жидкость в реальных условиях? В сети есть немало экспериментов с охлаждением различных тормозных жидкостей до отметки ниже –40°C. Тенденция прослеживается такая: все жидкости при переходе через критическую температуру по-прежнему сохраняют текучесть, и в теории будут нормально функционировать в тормозной системе. Однако вязкость у дешёвых жидкостей и вариантов с более низким стандартом по ДОТ увеличивается интенсивнее в процессе охлаждения.
По достижению отметки в –50°C большинство ДОТ-3 и ДОТ-4 превращаются в мёд или даже затвердевают до смолянистой массы (дешёвые варианты). И это с условием, что жидкость свежая, не обогащённая водой. Наличие воды понижает порог сопротивляемости застыванию на 5-10°C.
Силиконовые тормозные жидкости и составы на основе полигликолей (ДОТ-5.1) более устойчивы к замерзанию. Однако и эти жидкости ближе к температуре –50°C существенно загущаются. И сложно сказать, будут ли они работать в системах, рассчитанных именно на маловязкие варианты тормозных жидкостей.
Поэтому вывод можно сделать только один: гарантированно тормозная жидкость не замёрзнет при температуре до –40°C, как это обозначено в стандарте.