С развитием прогресса среди жидких смазочных материалов начало выделяться в отдельные категории все больше смазок, связанных между собой в группы по определенным признакам. Одной из таких категорий целевых смазочных материалов стало циркуляционное масло.
Что собой представляет циркуляционное масло?
Суть работы циркуляционного масла заключается в его названии. Циркуляционное масло предназначено для использования в системах, где принудительно осуществляется циркуляция смазочного материала.
Как правило, за циркуляцию смазки отвечает масляный насос (чаще шестеренчатый) или обычная помпа с роторной крыльчаткой. Масло прокачивается по закрытой системе и под давлением, обычно небольшим, подается к различным трущимся поверхностям.
Применяются циркуляционные масла в промышленных станках различного назначения, крупногабаритных исполнительных механизмах (гидравлических автоматизированных роботах на сборочных конвейерах), механизмах управления турбинами, в пищевой промышленности, а также в других агрегатах, где технологически предусмотрена подача масла к основным узлам трения посредством закачки от общего источника к разветвленной системе точек смазки.
Отличительной особенностью циркуляционных масел выступает относительно невысокая вязкость, дешевизна по сравнению с моторными или трансмиссионными маслами и узкая специализация.
Популярные циркуляционные масла
Среди производителей циркуляционных масел выделяются две компании: Mobil и Shell. Кратко рассмотрим циркуляционные масла производства этих компаний.
- Mobil DTE 797 (798 и 799) – относительно простое бесцинковое циркуляционное масло, предназначенное для систем управления и смазки турбин. Невысокая цена определила его широкую распространенность в сфере.
- Mobil DTE Heavy – циркуляционное масло с повышенными рабочими характеристиками для работы с паровыми и газовыми турбинами. Используется в неблагоприятных условиях, связанных с перепадами температур и повышенной нагрузкой.
- Mobil DTE BB. Циркуляционное масло для непрерывной смазки нагруженных подшипников и шестерен в закрытой системе за счет его принудительной прокачки.
- Shell Morlina S1 B. Серия циркуляционных смазок на основе базовых масел парафиновой очистки. Предназначены эти смазочные материалы для подшипников промышленных станков.
- Shell Morlina S2 B. Линейка циркуляционных масел для промышленного оборудования, которые обладают повышенными диэмульсионными и антиокислительными свойствами.
- Shell Morlina S2 BA. Циркуляционные масла, специально разработанные для тяжелых режимов эксплуатации в различных станках. Предназначены для смазки подшипников, работающих в нагруженных условиях.
- Shell Morlina S2 BL. Бесцинковые циркуляционные смазочные материалы широкого назначения: от нагруженных подшипников качения до высокооборотистых шпинделей.
- Shell Paper Machine Oil. Специализированные масла для станков, задействованных в производстве бумажной продукции.
Известно еще несколько десятков циркуляционных масел. Однако они встречаются реже.
Редукторные и циркуляционные масла: в чем разница?
Структурно и по основным техническим характеристикам, в некоторых случаях, редукторное масло не критично отличается от циркуляционного. Основное отличие циркуляционного масла от редукторного кроется в приспособленности первого под прокачку в закрытых системах путем принудительного создания потока. Причем прокачка должна беспрепятственно осуществляться даже на большие расстояния и по каналам ограниченной пропускной способности.
Классические редукторные масла не нуждаются в прокачке. Такие смазочные материалы смазывают шестерни и подшипники редукторов за счет разбрызгивания, а также за счет захвата масла из картера с последующим смазыванием через контакт зубьев от нижних шестерен, погруженных частично в смазку, к верхним.