Со временем стенки цилиндров автомобильного двигателя покрываются нагаром, который состоит из углеводородных и минеральных остатков. Нагар уменьшает эффективный объём камеры сгорания, что приводит к снижению мощности двигателя, увеличивает трение между подвижными деталями, способствует их ускоренному износу. Из-за уменьшения размеров проходного сечения клапанов ухудшаются условия образования рабочей смеси топлива с воздухом. Для эффективной раскоксовки разработаны различные способы очистки, в том числе, и с помощью водорода.
Что такое оксиводород и зачем он нужен?
Это — одно из соединений самого лёгкого из химических элементов, которое известно лишь ограниченному кругу пользователей. Между тем при водородной очистке бензинового или дизельного двигателей без оксиводорода не обойтись. Вещество, называемое также коричневым газом, представляет собой смесь двухатомных газов водорода и кислорода, обычно в атомном соотношении 2: 1.
Некоторые физические свойства оксиводорода:
- Теплота сгорания, кДж/г – 142,35;
- Энтальпия, кДж/моль – 286,97;
- Процентное содержание водорода, не менее – 4;
- Химическая формула – ННО.
Фактически в составе оксиводорода присутствует некоторое количество азота воздуха, тем не менее, смесь реакционно способна, и при воспламенении в условиях нормальной температуры и давления сгорать до воды, выделяя значительное количество тепла. Если процесс осуществить в объёме, покрытом нагаром, произойдёт ликвидация углеводородных остатков. Поскольку продуктом реакции является водный пар, процесс является не только производительным, но и экологически чистым.
Как свидетельствуют отзывы, повышенное содержание кислорода улучшает процесс сгорания, а каталитические свойства водорода позволяют постепенно расщеплять углерод, очищая внутренние углеродные отложения.
Последовательность процесса
Оксиводород получают электролизом дистиллированной воды, т.к. именно в этом случае обеспечивается необходимая стехиометрическая пропорция и снижается количество азота в газовой смеси.
Сильный электрический ток расщепляет молекулу воды (H2O) на составляющие её атомы с образованием сильно заряженных частиц водорода и кислорода (HHO). Оксиводород поступает в работающий двигатель где, при смешивании с топливом, сгорает. Образующийся кислородно-водородный газ через шланг воздухозаборника и систему впуска поступает в камеру сгорания. Там водород вступает в реакцию с углеродистыми отложениями, превращая углеродно-зольные отложения в горючие углеводороды. В результате эти отложения удаляются из двигателя, а образующийся газ выходит через выхлопную систему.
Способы применения
Распространение получили два варианта — интенсивная глубокая очистка, при которой используется автономный генератор водорода. В результате возможно разрушить и удалить самые стойкие поверхностные отложения, которые влияют на форсунки и схемы завихрения всасываемого воздуха. Удаётся даже повысить компрессию, поскольку ННО активно удаляет углерод, образовавшийся вокруг клапанного механизма и поршневых колец.
Щадящий режим заключается в подаче к работающему двигателю относительно малой дозы газовой смеси от небольшого генератора. Этого достаточно для аккуратной очистки и поддержания стабильности работы двигателя. В таком генераторе раствор электролита находится под постоянным напряжением 12 В, а образующийся оксиводород подается во впускной коллектор. Для управления объёмом производимого газа используется регулировка значений силы тока.
Когда требуется водородная очистка?
Действенность водородной очистки зависит от того, насколько загрязнён двигатель. Это зависит от ряда факторов: стиля вождения, пробега, используемого топлива. В частности, закоксовке способствуют:
- Постоянная езда транспортного средства на низких оборотах.
- Преобладание коротких поездок.
- Многочисленные остановки.
- Длительная работа двигателя на холостом ходу.
- Плохое качество топлива.
- Заедание дроссельных заслонок.
В вышеперечисленных условиях чаще всего работают городские автобусы и такси: именно у них моторы часто работают вхолостую, совершают короткие поездки, а, при трогании с места, стартуют на низких оборотах двигателя. Водородная очистка действенна для бензопил, а также для некоторых видов спецтехники, например, скреперов или телескопических погрузчиков, которые редко эксплуатируются с предельными нагрузками.
Отзывы реальных владельцев
В отзывах отмечается, что водородная очистка двигателя даёт положительный эффект, способ обеспечивает до 5% экономии топлива, резко снижает вредные выбросы.
Не требуется разборка двигателя с очисткой вручную каждой детали (что требует много времени и денег) или введение в двигатель химических чистящих средств. Как доказано, они оставляют в двигателе остатки, выбрасываемые при выхлопе в виде токсичных газов.
Применение ННО безопасно, поскольку газ не содержит компонентов, требующих особых требований к обращению с химическими веществами и к условиям хранения.
Ограничения
Водородной чисткой невозможно исправить дефекты, которые обусловлены отказом любого из элементов системы, например, клапана рециркуляции отработавших газов или турбонаддува.
Ряд специалистов считает, что систематическое применение водородной очистки двигателей способствует развитию на металлических частях так называемой водородной хрупкости, которая проявляется в склонности к поверхностному трещинообразованию. Однако это явление проявляется лишь при длительном (более 1000 часов) воздействии ННО на металлы.
Имеются рекомендации по ограничению мощности автономного генератора водорода, т.к. при этом недопустимо возрастает температура поверхности очищаемых деталей.
Минусом является и высокая цена автономных генераторов, которая стартует от 230 тыс. руб.