Главная / Антифриз / Чем отличается тосол от антифриза?

Чем отличается тосол от антифриза?

отличие тосола от антифризаОбилие охлаждающих жидкостей порой ставит автовладельцев в ступор: что выбрать из предлагаемого на рынке множества, чтобы не навредить системе охлаждения мотора? Ниже кратко разберём, чем отличается тосол от антифриза, и ответим на вопрос, какая из охлаждающих жидкостей лучше.

Вложенный в название смысл

Начнём с того, что название «антифриз» и расшифровывается как «охлаждающая жидкость». Если перевести дословно, то anti – «против», freeze – «холод, замерзать».

Тосол – это придуманное название, которое было дано в конце 1960-х годов вновь разработанной отечественной охлаждающей жидкости. Первые три буквы («тос») расшифровываются как «технология органического синтеза». А окончание («ол») взято исходя из общепринятой химической номенклатуры, применяемой для обозначения спиртов (этанол, бутанол и т. д.). По другой версии, окончание взято от сокращения «отдельная лаборатория», и присвоено оно в честь разработчиков продукта.

То есть антифриз – это не коммерческое название какого-то бренда, и даже не определённая группа охлаждающих жидкостей. По сути, это общее название для всех охлаждающих жидкостей. В том числе и тосола. Однако в кругах автомобилистов принято различать отечественные и зарубежные жидкости так: тосол – отечественные, антифриз – зарубежные. Хотя чисто технически это неправильно.

чем отличается тосол от антифриза

Тосол и антифриз G11

Подавляющее большинство современных охлаждающих жидкостей изготавливается из трёх основных компонентов:

  • этиленгликоль (или пропиленгликоль для более дорогих и технологичных жидкостей);
  • дистиллированная вода;
  • присадки.

Забегая вперёд, отметим: тосол и антифриз G11 – это практически идентичные продукты. Пропорции этиленгликоля и воды зависят от температуры, при которой жидкость замерзает. Но в целом у тосола и антифриза G11 эта пропорция составляет примерно 50/50 (для наиболее распространённых вариаций этих охлаждающих жидкостей, способных работать при температурах до –40 °C).

Присадки, применяемые в обеих жидкостях, имеют неорганическую природу. В основном это различные бораты, фосфаты, нитраты и силикаты. Нет стандартов, ограничивающих пропорции присадок и точных химических формул компонентов. Есть только общие требования, которым должен удовлетворять готовый продукт (уровень защиты деталей системы охлаждения, интенсивность теплоотвода, безопасность для человека и окружающей среды).

различия тосола и антифриза

Этиленгликоль химически агрессивен как по отношению к металлам, так и к резиновым и пластиковым деталям системы. Агрессия не ярко выражена, однако в долгосрочной перспективе двухатомные спирты способны разрушить патрубки, соты радиатора и даже рубашку охлаждения.

Присадки антифризов G11 и тосола создают защитную плёнку на всех поверхностях системы охлаждения, которая значительно снижает агрессию этиленгликоля. Но эта плёнка частично препятствует теплоотводу. Поэтому антифриз G11 и тосол не применяются для «горячих» моторов. Также у тосола немного меньше срок службы, чем у всех антифризов в целом. Если тосол желательно менять через 2-3 года (в зависимости от интенсивности эксплуатации авто), то антифриз даёт гарантию исполнения своих функций на 3 года.

тосол и антифриз g11

Тосол и антифриз G12, G12+ и G12++

База антифриза G12 (G12+ и G12++) также состоит из смеси этиленгликоля и воды. Различия заключаются в составе присадок.

Для антифриза G12 используются уже так называемые органические присадки (в основе – карбоновая кислота). Принцип действия такой присадки основан на локальном формировании изолирующего слоя на повреждённом коррозией участке. То есть тот участок системы, в котором появляется дефект поверхности, закрывается соединениями карбоновой кислоты. Интенсивность воздействия этиленгликоля снижается, и разрушительные процессы замедляются.

Параллельно с этим, карбоновая кислота не влияет на теплоотдачу. Можно сказать, что в плане эффективности теплоотвода лучше себя проявит антифриз G12, чем тосол.

антифризы g12

Модифицированные версии охлаждающих жидкостей G12+ и G12++ в своём составе содержат как органические, так и неорганические присадки. При этом органические преобладают. Защитный слой, который создаётся боратами, силикатами и другими соединениями – тонкий, и он практически не препятствует теплообмену. А органические соединения по необходимости блокируют повреждённые участки системы охлаждения и препятствуют развитию очагов коррозии.

Также у антифризов класса G12 и его производных значительно больше срок службы, примерно в 2 раза. Однако стоимость этих антифризов в 2-5 раз выше, чем у тосола.

антифризы g13

Антифризы G13

В антифризах G13 в качестве базы используются пропиленгилколь. Этот спирт более дорогой в производстве, но он менее агрессивен и не настолько ядовит по отношению к человеку и окружающей среде. Появление этой охлаждающей жидкости – веяние западных стандартов. Последние несколько десятилетий практически во всех сферах западного автомобилестроения прослеживается стремление к улучшению экологии.

Присадки G13 по составу сходны с антифризами G12+ и G12++. Срок службы около 5 лет.

То есть по всем эксплуатационным свойствам тосол безнадёжно проигрывает зарубежным охлаждающим жидкостям G12+, G12++ и G13. Однако цена тосола в сравнении с антифризом G13 примерно в 8-10 раз ниже. И для простых автомобилей с относительно негорячими моторами нет смысла брать столь дорогую охлаждающую жидкость. Достаточно обычного тосола или антифриза G11. Просто не забывайте вовремя менять охлаждающую жидкость, и проблем с перегревом не возникнет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *