Главная / Топливо / Газойль. Что это за топливо?

Газойль. Что это за топливо?

газойльГазойль, иногда называемый «красным дизелем», представляет собой разновидность автотракторного топлива. Он может входить в качестве компонента обычного дизельного топлива (до 20%), а также применяется в нефтехимической отрасли как промежуточный продукт технологических процессов каталитического крекинга углеводородов. Получается, что газойль – это преимущественно добавка или полуфабрикат?

Физико-химические свойства газойля

В отечественной нефтепереработке получаемый газойль должен соответствовать техническим требованиям ГОСТ Р 52755-2007, и является не самостоятельным, а композитным топливом, которое получается в результате смешивания газовых конденсатов или нефти. Такой газойль рекомендуется применять только в качестве добавок.

ГОСТ оговаривает следующие параметры газойля:

  1. Плотность при внешней температуре 15°С, т/м3 – 750…1000.
  2. Кинематическая вязкость при 50°С, мм2/с, не выше – 200.
  3. Температура кипения, °С – 270…500.
  4. Содержание сернистых соединений в готовом продукте, % – до 20.
  5. Кислотное число, в пересчёте на КОН – до 4.
  6. Наличие механических примесей, % — до 10;
  7. Наличие воды, % — до 5.

свойства газойля

Прочих характеристик в данном стандарте относительно газойля нет, а значительный интервал данных позволяет сделать вывод о том, что фактически газойль не представляет собой    цельного класса углеводородов, а подразделяется на несколько групп. Основных видов газойля два – атмосферный газойль (или лёгкий) и вакуумный газойль (или тяжёлый).

Физические свойства атмосферного газойля

Данная разновидность углеводорода получается при атмосферном (или чуть более повышенном, до 15 кПа) давлении, когда из исходного сырья выкипают фракции с температурой от 270 до 360°С.

Лёгкий газойль обладает довольно высокими показателями жидкотекучести, сравнительно малой вязкостью, а в высоких концентрациях способен выступать загустителем. Это существенно сужает полезность такого вида газойля как топлива для транспортных средств, поэтому некоторые нефтетрейдеры реализуют не лёгкий газойль, а его конденсат, фактически являющийся отходом непрерывного нефтехимического производства.

Различить атмосферный газойль можно по его цвету – он либо чисто жёлтого, либо жёлто-зелёного цвета. Неопределённость характеристик газойля, приведенная в предыдущем абзаце, указывает и на достаточно нестабильное поведение такого вида топлива, что усугубляется присутствием значительного количества азота и особенно серы, загрязняющей двигатели.

лёгкий и тяжёлый газойль

Физические свойства вакуумного газойля

Тяжёлый газойль кипит при более высоких температурах, в диапазоне 350…560°С, и при разрежении внутри сосуда- катализатора. Вязкость его выше, поэтому соответственно увеличивается температура вспышки (до 120…150°С) а температура загустевания, наоборот снижается, и не превышает -22…-30°С. Цвет такого газойля – слабо-жёлтый, а иногда – практически прозрачный.

Хотя внешние потребительские характеристики тяжёлого газойля весьма близко подходят к свойствам соответствующего дизельного топлива, они не отличаются стабильностью, и сильно зависят от внешних условий. Объясняется это режимами обработки, реализуемыми для получения газойля. Поэтому он, являясь промежуточной фракцией химических процессов нефтепереработки, не может обладать сколь-нибудь постоянными эксплуатационными характеристиками.

установка нефтепереработки

Применение газойля

Как самостоятельный вид топлива для транспортных средств, газойль применять не рекомендуется. Однако он находит применение в следующих сферах хозяйственной деятельности:

  • Печное оборудование, используемое для целей отопления жилых и производственных помещений.
  • Речные и морские суда, оснащённые дизелями малой мощности.
  • Дизель-генераторы.
  • Сельскохозяйственные или строительно-дорожные машины, от газонокосилок и зерносушителей до экскаваторов и скреперов.

Часто газойль рекомендуют использовать в качестве резервного топлива для больниц, вычислительных центров и других организаций, использующих жидкие нефтепродукты. Это объясняется не столько ценностью газойля как топлива, сколько его дешевизной.

газойль и дизель

Газойль и дизельное топливо: отличия

Начнём с того, что НИКАКОЙ вид газойля не может быть рекомендован в качестве дизельного топлива для автомобилей: он сильно загрязняет подвижные части двигателя, из-за чего стабильность значений крутящего момента падает, а расход такого «топлива» резко возрастает. Но для менее деликатных энергетических приводов (которые используются в подъёмно-транспортной технике, комбайнах, тракторах и пр.) нестабильность физико-химических характеристик газойля особого значения не имеет, да и использование двигателей такой техники менее продолжительно во времени.

Понятие «красного дизеля», более распространённое за рубежом, означает лишь добавку в газойль специального красителя. Это помогает отследить недобросовестных реализаторов топлива, поскольку такое изменение цвета, выявленное на АЗС,  влечёт за собой крупные штрафы.

Химический же состав газойля и дизельного топлива практически идентичен, поэтому стоит указать, что с этой точки зрения газойль — это подкрашенная красным цветом солярка. Которая неизбежно нанесёт существенный вред вашему автомобилю.

Похожие статьи

2 комментария

  1. Назарий

    Просьба владельца проекта связаться со мной для получения коммерческого предложения.

  2. Вау какая интерестная статья, мне нравится давайте еще

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *