Керосин как представитель легчайших топливных фракций, получаемых из светлых нефтепродуктов, имеет широкое распространение и как топливо для авиационных двигателей, и как средство дезинфекции, и как временный обогреватель небольших помещений. Из всего разнообразия марок остановимся на авиационном керосине ТС-1.
Особенности технологии производства
Выпускаемый в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 10277-86, керосин марки ТС-1 используется в летательных аппаратах, которые используют дозвуковые скорости. Технология его производства не отличается от общепринятой за исключением жёстких требований, ограничивающих наличие серы и серосодержащих примесей. Поэтому после стандартных этапов перегонки углеводородного сырья полуфабрикат обязательно подвергается гидроочистке или демеркаптанизации — процессам выборочного обессеривания керосина в присутствии никель-молибденовых катализаторов и водорода при рабочих температурах процесса 350…400°С и давлениях 3,0…4,0 МПа. В результате такой обработки вся имеющаяся сера органического происхождения превращается в сероводород, который впоследствии расщепляется, окисляется и удаляется в атмосферу в виде газообразных продуктов.
Пониженное содержание серы в керосине ТС-1 обуславливает уменьшение вредных окислительных процессов, которые происходят в работающем двигателе. Они способствуют образованию поверхностного налёта на деталях, в результате прочность металла снижается.
ГОСТ 10227-86 предусматривает два сорта керосина ТС-1, которые различаются своими эксплуатационными свойствами и областями рационального применения.
Характеристики
Расшифровка рассматриваемой марки проста – буквы означают, что это Топливо Самолётное, цифра – что последовательность отгонки фракций при производстве топлива происходит в первую очередь, т.е., при минимально допустимой температуре – от 150ºС.
Основные физико-химические характеристики топлива, которые нормированы ГОСТ 10227-86, представлены в таблице:
Наименование параметра | Единица измерения | Численное значение | |
Для ТС-1 высшего сорта | Для ТС-1 первого сорта | ||
Минимальная плотность при комнатной температуры | т/м3 | 0,780 | 0,775 |
Кинематическая вязкость при комнатной температуре, не выше | мм2/с | 1,30 | 1,25 |
Минимальная температура применения, | 0С | -20 | -20 |
Минимальная удельная теплота сгорания | МДж/кг | 43,12 | 42,90 |
Минимальная температура вспышки | 0С | 28 | 28 |
Массовая доля серы, не более | % | 0,20 | 0,25 |
Стандартом регламентируются также показатели зольности топлива, его коррозионная активность и термическая стабильность.
С ограничениями допускается использовать данное топливо в северных и арктических регионах, а также при длительном, более трёх лет, хранении (возможно расслаивание, поэтому пригодность такого керосина устанавливается по результатам дополнительных тестов).
Свойства и хранение
Фракционный состав керосина ТС-1 способствует:
- Равномерной испаряемости топлива, что обеспечивает высокую степень сгорания.
- Высокой энергоёмкости, гарантирующей минимальный расход.
- Повышенной жидкотекучести и прокачиваемости, снижающей интенсивность поверхностных отложений в топливопроводах и деталях авиадвигателей.
- Хорошие противоизносные свойства (обеспечиваются наличием дополнительных присадок, увеличивающих также стойкость к статическому электричеству).
При хранении топлива сроком более 5 лет, в нём повышается процент смолистых веществ, увеличивается кислотное число, возможно образование механического осадка.
Хранение керосина ТС-1 допускается только в герметизированной таре, работать с которой необходимо, используя только искробезопасный инструмент. Пары топлива самовоспламеняются уже при температурах, превышающих 25ºС, а при объёмной концентрации в воздухе более 1,5% смесь склонна к взрыву. Эти обстоятельства определяют главные условия безопасного хранения – исправное электроосвещение, защищённая электроарматура, отсутствие источников открытого пламени, действующая приточно-вытяжная вентиляция.
Допускается хранение керосина марки ТС-1 вместе с другими схожими марками топлива – КТ-1, КО-25 и др., если склад оборудован углекислотными или пенными огнетушителями. Все работы с топливом следует проводить, используя средства индивидуальной защиты.