Главная / Топливо / Керосин ТС-1. Топливо для крылатых машин

Керосин ТС-1. Топливо для крылатых машин

керосин тс-1Керосин как представитель легчайших топливных фракций, получаемых из светлых нефтепродуктов, имеет широкое распространение и как топливо для авиационных двигателей, и как средство дезинфекции, и как временный обогреватель небольших помещений. Из всего разнообразия марок остановимся на авиационном керосине ТС-1.

Особенности технологии производства

Выпускаемый в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 10277-86, керосин марки ТС-1 используется в летательных аппаратах, которые используют дозвуковые скорости. Технология его производства не отличается от общепринятой за исключением жёстких требований, ограничивающих наличие серы и серосодержащих примесей. Поэтому после стандартных этапов перегонки углеводородного сырья полуфабрикат обязательно подвергается гидроочистке или демеркаптанизации — процессам выборочного обессеривания керосина в присутствии никель-молибденовых катализаторов и водорода при рабочих температурах процесса 350…400°С и давлениях 3,0…4,0 МПа. В результате такой обработки вся имеющаяся сера органического происхождения превращается в сероводород, который впоследствии расщепляется, окисляется и удаляется в атмосферу в виде газообразных продуктов.

керосин для самолётов

Пониженное содержание серы в керосине ТС-1 обуславливает уменьшение вредных окислительных процессов, которые происходят в работающем двигателе. Они способствуют образованию поверхностного налёта на деталях, в результате прочность металла снижается.

ГОСТ 10227-86 предусматривает два сорта керосина ТС-1, которые различаются своими эксплуатационными свойствами и областями рационального применения.

Характеристики

Расшифровка рассматриваемой марки проста – буквы означают, что это Топливо Самолётное, цифра – что последовательность отгонки фракций при производстве топлива происходит в первую очередь, т.е., при минимально допустимой температуре – от 150ºС.

авиационный керосин тс-1

Основные физико-химические характеристики топлива, которые нормированы ГОСТ 10227-86, представлены в таблице:

Наименование параметра Единица измерения           Численное значение
Для ТС-1 высшего сорта Для ТС-1 первого сорта
Минимальная плотность при комнатной температуры т/м3 0,780 0,775
Кинематическая вязкость при комнатной температуре, не выше мм2 1,30 1,25
Минимальная температура применения, 0С -20 -20
Минимальная удельная теплота сгорания МДж/кг 43,12 42,90
Минимальная температура вспышки 0С 28 28
Массовая доля серы, не более % 0,20 0,25

Стандартом регламентируются также показатели зольности топлива, его коррозионная активность и термическая стабильность.

С ограничениями допускается использовать данное топливо в северных и арктических регионах, а также при длительном, более трёх лет, хранении (возможно расслаивание, поэтому пригодность такого керосина устанавливается по результатам дополнительных тестов).

заправка керосином тс-1

Свойства и хранение

Фракционный состав керосина ТС-1 способствует:

  • Равномерной испаряемости топлива, что обеспечивает высокую степень сгорания.
  • Высокой энергоёмкости, гарантирующей минимальный расход.
  • Повышенной жидкотекучести и прокачиваемости, снижающей интенсивность поверхностных отложений в топливопроводах и деталях авиадвигателей.
  • Хорошие противоизносные свойства (обеспечиваются наличием дополнительных присадок, увеличивающих также стойкость к статическому электричеству).

При хранении топлива сроком более 5 лет, в нём повышается процент смолистых веществ, увеличивается кислотное число, возможно образование механического осадка.

расшифровка авиационного керосина

Хранение керосина ТС-1 допускается только в герметизированной таре, работать с которой необходимо, используя только искробезопасный инструмент. Пары топлива самовоспламеняются уже при температурах, превышающих 25ºС, а при объёмной концентрации в воздухе более 1,5% смесь склонна к взрыву. Эти обстоятельства определяют главные условия безопасного хранения – исправное электроосвещение, защищённая электроарматура, отсутствие источников открытого пламени, действующая приточно-вытяжная вентиляция.

Допускается хранение керосина марки ТС-1 вместе с другими схожими марками топлива – КТ-1, КО-25 и др., если склад оборудован углекислотными или пенными огнетушителями. Все работы с топливом следует проводить, используя средства индивидуальной защиты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *