Для обеспечения минимального износа подвижных деталей двигателя в числе прочих моторных масел широко используется минеральное моторное масло М8в, часто именуемое также автолом. Автол справедливо считается долгожителем рынка автомобильных масел: его применение началось ещё с 20-х годов прошлого столетия, когда в СССР активно началось производство карбюраторной автотехники. Тогда же появилось и классическое название рассматриваемого масла, которое происходит от начала слов «автомобиль» и «олеум» (масло).
Состав и разновидности
Современное моторное масло М8в, естественно, не является тождественным по своим компонентам автолу столетней давности. Однако его основу по-прежнему составляют дистиллятные нефтяные масла, прошедшие процедуру кислотной очистки с последующей депарафинизацией. Это способствует сравнительно простому изменению вязкости, поэтому автолы сразу же были классифицированы на летние и зимние.
В состав масла М8в также входят:
- Противозадирные присадки.
- Антикоррозионные компоненты.
- Стабилизаторы температуры.
- Ингибиторы.
К современным автолам относят подобные М8в масла, которые также предназначаются для применения в двигателях автотракторной техники, преимущественно дизельных. Например, масло М8дм (производится из сернистой нефти, используется в форсированных дизельных двигателях с турбонаддувом), либо масло М10Г2к (используется для дизельных двигателей, при работе которых вероятно повышенное нагарообразование).
Характерной особенностью моторного масла М8в считается повышенная в процессе производства степень очистки, с возможностью добавления иных дистиллятных фракций., Это увеличивает стабильность работы изношенных двигателей, для которых зазоры между подвижными частями приближаются к верхнему полю допуска.
Технические характеристики
ГОСТ 10541- 78, в соответствии с техническими требованиями которого производится автол марки М8в, предусматривает следующие обязательные параметры масла:
- Плотность при комнатной температуре, кг/м3: 866.
- Диапазон изменения кинематической вязкости для 100 °С, мм2/с: 7,5…8.5.
- Индекс вязкости: 93.
- Температура воспламенения, °С, не менее: 207.
- Температура загустевания, °С, не более: -25.
- Наибольшее количество механических примесей, %: 0,015.
- Зольность по сульфатам, %, не более: 0,95.
- Щёлочность по КОН,мг/л, не менее: 4,2.
Допускается незначительное присутствие в масле катионов кальция, фтора и цинка, а также анионов фосфора. Стабильность прозрачности масла перед его первым применением должна выдерживаться в течение не менее 30 ч (исключение составляют автолы, которые производятся из нефти восточно-сибирских месторождений: для них норма осадкообразования снижена до 25 ч).
По дополнительной просьбе потребителя в характеристиках масла М8в указывается также показатель его динамической вязкости, который должен находиться в пределах 2500…2700 мПа·с. Контроль динамической вязкости производится при температуре -15 °С и разности в скорости относительного сдвига смежных деталей 4860с-1.
Особенности применения
Большинство пользователей рассматриваемого автола отмечают стабильность его характеристик, которая мало изменяется при росте пробега автомобиля. Отмечается, что особенно хорошо минеральное масло М8в проявляет себя на автомобилях семейства ВАЗ, эксплуатируемых в летний период. Замену масла стоит производить через 7000…8000 км пробега. Оптимальное соотношение присадок позволяет минимизировать нагар в двигателе.
Автол марки М8в соответствует международной классификации SAE20W-20. Ближайшими зарубежными аналогами являются ТНК 2т от Лукойл или М8Г2. Из импортных масел – Shell 20W50.
Цена за литр
Определяются объёмом масла в ёмкости. Для канистры объёмом 10 л цены стартуют от 800 руб., для 20 л – от 2000 руб., для бочки ёмкостью 200 л – от 16000 руб. Цены варьируются также в зависимости от производителя (для автола отечественного производства – это обычно торговые марки Лукойл или Газпромнефть).