Главная / Моторное масло / Отходы моторных масел. Состав и расчёт

Отходы моторных масел. Состав и расчёт

отходы минеральных моторных маселТрансмиссионные жидкости и другие смазочные материалы имеют ограниченный ресурс работы. Отработанное моторное масло меняет цвет со светлого на бурый и образует осадок. Отходы минеральных моторных масел различны по химическому составу и относятся к 3-му классу опасности. Как и прочие технические жидкости, гидравлические смазочные материалы подвергаются утилизации либо регенерации.

Отходы синтетических и полусинтетических моторных масел

Отработанные масляные продукты содержат от 10 до 30 химических веществ. Среди них — свинец, цинк и другие тяжёлые металлы, а также кальций, фосфор и полициклические органические соединения. Подобные компоненты устойчивы к распаду, отравляют почву, воду, а также вызывают клеточные мутации у растений и человека.

  • Минеральные масла имеют фракционный состав нефтеперегонки и почти не содержат присадок, стабилизаторов и галогенных реагентов.
  • Полусинтетические смазки получают модификацией натуральных масел путём введения присадок.
  • Синтетические аналоги — продукт химического синтеза.

Независимо от происхождения смазочные жидкости включает алканы с числом атомов углерода С12 – С20, циклические ароматические соединения (арены) и производные нафтена.

класс опасности моторных масел

В результате эксплуатации масла подвергаются термическому воздействию. Как результат — органические циклы и нафтены окисляются, а цепи парафинов распадаются на более короткие. Присадки, модификаторы и асфальтосмолистые вещества выпадают в осадок. В подобном состоянии масло не отвечает эксплуатационным требованиям, а двигатель работает на износ. Отработанные продукты выбрасываются в атмосферу и представляют экологическую угрозу.

Методы переработки и утилизации

Масляные отходы восстанавливают в случае экономической рентабельности процесса. В противном случае отходные материалы сжигают либо подвергают захоронению. Способы регенерации:

  1. Химическое восстановление — сернокислотная обработка, щелочной гидролиз, обработка карбидом кальция.
  2. Физическая очистка — центрифугирование, отстаивание, многоступенчатая фильтрация.
  3. Физико-химические методы — ректификация, ионообменная фильтрация, экстрагирование, адсорбционное разделение, коагуляция.

состав отходов моторных масел

Непригодные для регенерации масляные отходы очищают от тяжёлых металлов, эмульсионной воды, термостойких соединений. Полученную жидкость применяют в качестве топлива для котельных установок. Расчёт утиля производится в соответствии с формулой:

Мммо = Ксл×Кв×ρм×∑ Viм× Кiпр×Ni×Li / НiL×10-3,

где: Мммо — количество полученного масла (кг);

Ксл — индекс слива;

Кв — поправочный коэффициент процентного содержания воды;

ρм — плотность отходов;

Viм — количество залитой в систему смазочной жидкости;

Li — пробег гидравлической единицы в год (км);

НiL — норма годового пробега;

Кiпр — индекс примесей;

Ni — число работающих установок (двигателей).

отходы синтетических масел

Класс опасности

Жидкие отходы автомобильных, авиационных и других смазочных материалов относят к третьему классу опасности. Угрозу для окружающей среды представляют химически стойкие соединения нафтенового ряда. Подобные циклические реагенты приводят к изменениям в ДНК растений, аутосомным и онкологическим заболеваниям у человека. Тяжёлые металлы вызывают клеточные повреждения почек, лёгких и других органов. Хлорорганические и фосфорорганические вещества антипиренов синтетических масел провоцируют кашель, одышку, а в тяжёлых случаях приводят к остановке дыхания. Вредные отходы моторных масел сокращают популяцию птиц и других животных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *