Несмотря на постоянные предложения от ведущих мировых производителей автохимии, попытки подготовить и применить рецепт антикоррозионного покрытия, реализованный своими руками, не прекращаются. Вероятно, они не прекратятся никогда. Весомыми аргументами в пользу поиска наилучшего состава являются «А чем мы хуже?» и «Там всегда смешивают одно и то же, а потом только изменяют название».
Общие требования к предлагаемым составам «от народа»
Основная идея заключается в том, чтобы приготовить антикоррозионный состав из наименее дефицитных компонентов (притом – недорогих), который бы обладал возможностями «фирменного» антикора.
Перечислим характеристики, которыми должен обладать идеальный антикор для арок и днища автомобиля. Их можно разделить на две группы:
- технологические (стабильность свойств, пластичность, долговечность, стойкость к динамическим нагрузкам);
- эксплуатационные (простота подготовки и нанесения, применение доступных веществ, универсальность, лёгкость возобновления).
Естественно, что вечного антикора не существует, хотя бы потому, что у каждого умельца автомобиль эксплуатируется в разных условиях и с разной интенсивностью. Однако общие закономерности вывести всё-таки можно. Итак, народный антикор должен иметь в своём составе:
- Стойкие антиокисляющие реагенты;
- Присадки, преимущественно ингибиторы;
- Составы, улучшающие адгезию покрытия;
- Основу с пониженной реакционной способностью.
Технология обработки при этом также важна, но не является основным фактором.
Остаётся только подобрать вещества, обладающие вышеперечисленными свойствами.
Народные антикоррозионные смеси
Само собой понятно, что поверхность автомобиля предварительно должна быть тщательно очищена от окалины и ржавчины (рекомендуется пескоструйная очистка), обезжирена и просушена.
Некоторые из наиболее оригинальных составов:
- Содержащие антиокислители, устраняющие риск термической деструкции масляной составляющей антикора при повышенных температурах. Используются преимущественно летом. Наибольшую популярность заслужили фенолы (в частности, дифениламин) и органические кислоты, например, олеиновая, которую следует разводить керосином в соотношении 4:1. Всепогодным средством является смесь свиного жира со спиртовым раствором камфары (пропорцию следует уточнять самостоятельно, в зависимости от температуры окружающего воздуха). Смесь доводят до состояния расплава, после чего снимают образовавшуюся при нагреве пену и растирают с графитовым порошком до состояния вязкой массы чёрного цвета.
- Компоненты, замедляющие скорость коррозии. В качестве ингибиторов часто используется пушечное сало (другое название – смазка ПВК), основное назначение которого – консервационная смазка, которая наносится на поверхность стальных изделий, подлежащих длительному хранению. Смазка сама по себе достаточно пластична и хорошо защищает поверхность от коррозии, но с целью усиления защитных свойств в условиях динамических нагрузок в пушечное сало добавляют 1…2 % уротропина. Для удобства последующего смешивания кристаллы уротропина предварительно растворяют в спирте (не в воде!).
- Составляющие, улучшающие адгезию. Пальма первенства здесь принадлежит техническому глицерину и его соединениям, а также смолам, которые содержат кремний. Недостаток глицеридов – их низкая водостойкость, в то время как кремнийорганические смолы – силаны сохраняют свои адгезионные свойства в условиях и повышенной влажности и высоких температур. Добавка кремнийорганики к основе производится из расчёта 1:5.
- Влагостойкие добавки. В бытовых условиях наиболее доступными считаются маслорастворимые мыла синтетических жирных кислот – воск или церезит. Некоторые химики-любители добавляют туда и алюминиевую пудру. При такой комбинации составляющих конечный продукт может с успехом использоваться и как основа антикора.
- Смесь хорошо известного мовиля (ГОСТ 9.401-2018) и отработанных минеральных масел. Вариант хорош своей бюджетностью, поскольку увеличение процентного содержания мовиля (да ещё и с присадками) резко увеличивает стоимость такого антикора. В то же время использование обычного отработанного масла, например, М10Г, позволяет в течение 3…4 месяцев удерживать развитие коррозионных процессов. Мовиль и присадку АКОР-1 рекомендуется смешивать в пропорции 1:9 с отработанным отфильтрованным маслом, температура которого – не менее 40°С.
Правильный вечный антикор важно не только составить, но и верно нанести. Ведь недостатком любого антикоррозионного состава, приготовленного в бытовых условиях, является его многокомпонентность.
Как приготовить и применять?
Первой наносится основа – воск/церезит или битумная смола, которая сразу же покрывается адгезионными присадками. После просушивания добавляют ингибиторы и антиокислители. Их наносят только после полной просушки внутренних слоёв.
Общая толщина антикоррозионного покрытия должна быть не менее 3 мм, при этом на основу должно приходиться от половины до двух третей толщины.
Наносятся покрытия только кистью, что, конечно, снижает равномерность защитного покрытия, но при достаточном опыте этот недостаток можно устранить. Поскольку каждый слой самодельного антикора содержит вещества, имеющие различные физико-механические свойства, то обработку необходимо проводить при температуре воздуха в пределах 15…20°С; влажность — нормальная или даже несколько пониженная.
Парадокс, но имеются сторонники и полного отказа от антикоров в пользу… частого мытья и тщательной просушки автомобиля. И действительно, ни один из методов не является более эффективным, чем применение обычных нейтральных моющих средств и воды. При мойке транспортного средства лучше использовать распылитель высокого давления, который гарантированно очищает ходовую часть и днище. Регулярная мойка — лучший (и наиболее дешёвый) способ предотвратить износ и коррозию стальных деталей автотехники.
Вместо заключения
Ограничением всех рецептур описанных антикоррозионных смесей является отсутствие научных данных по эффективности их применения. Такое влияние, особенно при изменении ряда ингредиентов, может быть и негативным, поэтому рекомендуется вначале поэкспериментировать на каких-либо небольших поверхностях, например, на днище мотоциклетной коляски. Если всё получается, как надо – дерзайте, не обращая внимания на всякие «Динитролы», «Teсtyl Bodysafe», «LIQUI MOLY Wachs-Korrosions-Schutz» и т.п.