Современные автотранспортные средства с силовыми агрегатами, работающими на дизельном топливе экологического класса Евро-5 и более, оборудованы SCR (Selective Catalytic Reduction) – системой селективного (выборочного) каталитического восстановления отработавших газов.
SCR называется селективной, потому что предназначена для снижения только опасных окислов азота в отработавших выхлопных газах для двигателей на дизтопливе. Метод очень эффективен, но дополнительным заправочным материалом становится раствор мочевины.
Принцип работы системы
Мочевина через форсунку поступает в отработавшие выхлопные газы после выпускного коллектора до каталитизатора. Жидкость пробуждает разложение окислов азота на воду и азот – натуральные вещества, имеющиеся в живой природе.
Новые требования Экологической Комиссии в Европейском союзе заставляют автомобильных производителей контролировать экологические нормы выбросов автомобиля и устанавливать SCR на транспортные средства с дизельными двигателями.
Физические и химические свойства
Жидкость для системы SCR Adblue, состоит из раствора воды и мочевины:
- Деминерализованная вода – 67,5% раствора;
- Мочевина – 32,5% раствора.
Adblue располагается в собственном баке из пластика или металла, преимущественно вблизи с топливным резервуаром. Бачок оснащен крышкой синего окраса на заливной горловине, имеет соответствующую надпись Adblue. Заливные горловины баков с мочевиной и топливом имеют разный диаметр, чтобы исключить возможность ошибки при заправке.
Температура замерзания мочевины составляет -11 °С, бак с мочевиной оснащен своим подогревателем. Так же, после остановки двигателя, помпа в режиме реверса закачивает реагент обратно в бак. После промерзания оттаявшая мочевина сохраняет свои рабочие свойства и пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Расход жидкости и требования к эксплуатации
Средний расход рабочей жидкости для SCR составляет примерно 4% от расхода дизтоплива для легкового автотранспорта, и примерно 6% для грузового автомобиля.
Система бортовой диагностики автомобиля контролирует многие параметры раствора мочевины:
- Уровень в системе.
- Температура мочевины.
- Давление раствора мочевины.
- Дозировка впрыска жидкости.
Блок управления предупреждает водителя загоранием лампы неисправности на приборной доске о слишком быстром расходе раствора и опустошении резервуара полностью. Водитель обязан доливать реагент в поездке. При игнорировании оповещений системы, снижается мощность двигателя от 25% до 40%, пока не заправлен реагент. На панели приборов высвечивается счетчик километража и количество запусков двигателя, после обнулении счетчика запустить двигатель автомобиля будет невозможно.
Необходимо заправлять жидкость для систем SCR только от проверенных производителей мочевины: BASF, YARA, AMI, Газпромнефть, Аляска. Заливка в бак воды или других жидкостей выведет из строя систему выпуска отработавших газов.
Вот потому что проверенных производителей, я лью немецких только. BASF нет под рукой, а вот Ликви Моли всегда в продаже
Заливал отчественный вариант мочевины — канистру еле вскрыл (2хметровый мужик), расход ее оказался выше — 20 литров ушли за 10 т.км., залил потом мочевину Ликви Моли. Канистра удобно открывается, а главное расход нормальный, как у родной MB 20 литров почти на 18 т.км. канистры хватает.